Автор: вчитель географії ЗОШ №80
Воробйова Людмила Вікторівна
"Параллели.
Меридианы. Градусная сетка". 6-й класс
Цель: ввести новые понятия и термины (градусная сеть, меридианы и параллели) и
научится использовать их в практической деятельности.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями (градусная сеть,
меридианы и параллели), продолжить формирование умений работы с различными
источниками географической информации.
Воспитательные: показать практическую значимость знаний и умений работы с
географической картой; воспитать уверенность в себе при выполнении заданий с
использованием географической карты.
Развивающие: совершенствовать умения учащихся применять полученные знания и умения
для решения конкретных географических задач.
Тип урока: комбинированный урок-практикум.
Оборудование: карта полушарий, глобус, атласы, мультимедийное оборудование
План урока
Структура и содержание урока.
1. Введение.
·
Организационный момент;
·
Постановка задач к проверки домашнего задания. Инструктаж учителя.
2. Изучение нового материала. Инструктаж учителя.
1) Определение темы и постановки задач урока.
2) Понятия градусная сеть, меридианы, параллели. Работа с
учебником, глобусом, картой полушарий.
3) Выполнение практической работы под руководством учителя. Практикум
4) Самостоятельная работа. Практикум
3. Закрепление
материала. Практикум
4. Итоги урока. Инструктаж
учителя.
5.Домашнее задание. Параграф 11,
повторить термины и понятия.
Мотивация учебной деятельности.
( Учитель в руках держит бутылку) - Что у
меня в руках? ( ответ детей). - Это не
простая бутылка. Это древняя почта, которую применяли моряки . Посмотрим , что в ней находится. (
открывает , находит записку и читает). Слайд
1
Цифры в записке - это точный адрес
острова , определить его можно по ГРАДУСНОЙ СЕТКЕ, которая образована ПАРАЛЛЕЛЯМИ и МЕРИДИАНАМИ.
( постановка темы и цели урока). Слайд 2
- К любой точке ведут только две
дороги – это параллели и меридианы . Давайте поближе познакомимся с ними. Слайд
3.
- Каждая
работа должна оплачиваться, а мы сегодня будем много работать на уроке ,
поэтому за каждый правильный ответ вы получаете смайлик и наклеиваете его на
свой конспект( у каждого ученика лежит
лист – конспект , который они заполняют в течении урока).
·
Какую форму имеет наша планета? ( Шара)
·
А что является уменьшенной моделью нашей Земли? ( Глобус)
·
А какой предмет на парте напоминает вам планету Земля? ( Апельсин)
- Вы уже
знаете, что Земля вращается вокруг своей оси и при этом на Земле сменяется день
и ночь. Но вот есть две точки , которые при вращении Земли вокруг оси остаются
на месте – это ПОЛЮСЫ.
ИХ два вверху глобуса СЕВЕРНЫЙ, внизу – ЮЖНЫЙ ( дети отмечают СП и ЮП. На апельсине) Слайд 4-5
( На доске написаны определения
понятий - дети отыскивают и ставят
соответствующую табличку).
1.Воображаемая линия,
расположенная на одинаковом расстоянии от полюсов. ЭКВАТОР
2. Точки пересечения оси
и поверхности Земли. ПОЛЮСЫ
3.Линии , на карте и
глобусе, соединяющие полюсы. МЕРИДИАНЫ
4. Линии меридианов и
параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы. ГРАДУСНАЯ
СЕТКА
5. Линии на карте,
проведенные параллельно экватору. ПАРАЛЛЕЛЬ
На равном расстоянии от полюсов на
карте и глобусе проходит линия на латинском « уравнитель» , а на нашем ? ЭКВАТОР Слайд 6. ( Отмечают
на доске , в листе и рисуют на апельсине
– красным фломастером
Экватор
делит условно нашу Землю на два полушария :
СЕВЕРНОЕ
( от экватора к северному полюсу ) и ЮЖНОЕ
( от экватора к южному полюсу).Слайд 7.
Практикум(
работа с картой)
1.В каком полушарии расположена Северная Америка?
2.Австралия
3.О-в Мадагаскар.
4 г.Киев
-
Параллельно экватору проведены линии - ПАРАЛЛЕЛИ (
идущие рядом) - работа с понятием и коричневым фломастером проводят на апельсине.
Слайд 8
- Познакомимся поближе с параллелями ( заполняют
таблицу « Свойства параллелей и меридианов» ..Слайд 9
·
Какую форму имеют все параллели на глобусе? (форма окружности) а
на карте полушарий?( - изогнутыми линиями ,дугами).
·
Экватор? – (прямая
линия).
·
Какова протяженность экватора? (40 000 км).
Так как окружность имеет длину 360º
·
Значит длина 10 экватора составляет 40000 : 360
= 111,3 км.
·
Все ли параллели имеют одинаковую длину? (нет, чем дальше от экватора
к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели)
·
Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей? (по окружности).
·
В таких единицах указаны обозначения? (в градусах).
·
От какой параллели идет отсчет параллелей. ( Экватор 0 º
)
·
Длина в километрах 10 каждой параллели обозначается с краю
карты в овале.
·
Параллель можно провести через любую точку на земной поверхности, и она
всегда будет указывать направление ?( «запад-восток».)
- Если полюса соединить
прямой линией получится МЕРИДИАН (
в переводе с лат. « Полуденная
линия») - работа с определением , рисуют на апельсине меридианы синим
фломастером.
(Эта линия совпадает с
направлением полуденной тени от предметов на Земле.) Слайд 10 - 11
Анализируя карту полушарий, учащиеся отвечают на следующие
вопросы:
·
Какую форму имеют меридианы на глобусе? (полуокружность).
·
На карте? (дуги)
·
Какое направление на земной поверхности показывает меридиан? (север-юг)
·
Все ли меридианы имеют одинаковую длину? (да)
·
Сколько же это будет в градусах (180) , а в километров? (20 000 км).
·
Значит длина 10 каждого меридиана
составляет 20000 : 180 =111,3км
·
Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов? (на экваторе) Слайд 13
Свойства
|
меридианы
|
параллели
|
Направление
Форма на глобусе
Форма на карте полушарий
Длина в км
Градусная мера
Длина 1°
Начало отсчета
|
С –
Ю.
Полуокружности
Средний
прямая линия, остальные дуги
20 000
км
0º -180°
111 км
Нулевой
меридиан
|
З. –
В
Окружности
Средняя
прямая линия, остальные дуги
От
40 000 до 0 км
0º - 90º
От
111 до 0 км
экватор
|
- Но меридианы все одинаковы, от куда же вести счет? Слайд 12
Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через
обсерваторию ГРИНВИЧ недалеко от Лондона, поэтому он
получил название Гринвичский, или начальный, или НУЛЕВОЙ (имеет обозначение 00).
Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800. (
рисуют на апельсине зеленым цветом).
Что у нас получилось на апельсине ( СЕТКА)
А вот на глобусе и картах ГРАДУСНАЯ СЕТКА. Слайд 14 ( работа с понятием)
На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое
число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и
параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы,
называют градусной сеткой.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление новых знаний и
умений учащихся.
Просмотр фрагмента
видеоурока « Градусная сетка. Параллели и меридианы»
« Географический практикум»
3.Работа
с картами.
1. Найдите 20 меридиан к востоку от нулевого и скажите, какие материки
пересекает? 2.Кругосветное путешествие по какой параллели - 60-й или 40-й будет короче? Почему?
3. Назовите
материк, пересекающий всеми меридианами.
4. Назовите океан, пересекающий всеми меридианами.
5. Какое путешествие от полюса к полюсу будет
короче, по 30-му или по 60-му меридиану?
4.Какой
цифрой на рисунке обозначены?
Северный полюс
Южный полюс
Экватор
Меридианы
Параллели
Начальный меридиан
Градусная сетка
5. Географический диктант.
Вставьте пропущенное слово
1. Условная линия,
проведенная параллельно экватору-…
2. Самая длинная
параллель-…….
3. Точки Земли, через
которую проходит воображаемая земная ось-…….
4. Модель земного шара
…
4. Условные линии,
соединяющие Северный и Южный полюса-…
5. Что является
границей между Северным и Южным полушариями-…..
6.Направление С – Ю показывают- …
7.Направление З. – В показывают …
VIII. Подведение итогов.
IX. Д/З . Прочитать параграф
Составить 10
вопросов к параграфу.
КОНСПЕКТ
УРОКА
Тема
: Градусная сетка. Параллели и меридианы.
Цель
: 1.
Узнать что такое градусная сетка, параллели, меридианы.
2.Познакомиться с особенностями изображения параллелей и меридианов на
карте и глобусе.
3.
Научиться определять стороны горизонта по параллелям и меридианам.
ХОД УРОКА:
1.Найдите
пару :
1.Воображаемая линия, расположенная на одинаковом расстоянии от
полюсов.
2. Точки пересечения оси и поверхности Земли.
3.Линии , на карте и глобусе, соединяющие полюсы.
4. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах,
разделенные на градусы.
5. Линии на карте, проведенные параллельно экватору.
Слова для справки : параллели, меридианы, экватор, полюсы, градусная сетка.
2.Заполнить таблицу: « Особенности
параллелей и меридианов»
Свойства
|
параллели
|
меридианы
|
1.Направление
2.Форма на глобусе
3.Форма на карте полушарий
4.Начало отсчета
5.Градусная мера
6.Длина в км
7.Длина 1°
|
Слова
для таблицы:
Параллели
Меридианы
Экватор
Запад - восток
Север – юг
Средний прямая линия, остальные дуги
Окружность Полуокружность
Экватор прямая линия, остальные дуги Нулевой меридиан
Разная, экватор 111,3
км 111
км
От 0º до 90º 0º - 180º
40 000 км – 0 км
20 000км 3.Работа
с картами.
1. Найдите 20 меридиан к востоку от нулевого и скажите, какие материки
пересекает? 2.Кругосветное путешествие по какой параллели - 60-й или 40-й будет короче? Почему?
3. Назовите
материк, пересекающий всеми меридианами.
4. Назовите океан, пересекающий всеми меридианами.
5. Какое путешествие от полюса к полюсу будет
короче, по 30-му или по 60-му меридиану?
4.Какой
цифрой на рисунке обозначены?
Северный полюс
Южный полюс
Экватор
Меридианы
Параллели
Начальный меридиан
Градусная сетка
5. Географический диктант.
Вставьте пропущенное слово
1. Условная линия,
проведенная параллельно экватору-…
2. Самая длинная
параллель-…….
3. Точки Земли, через
которую проходит воображаемая земная ось-…….
4. Модель земного шара
…
4. Условные линии,
соединяющие Северный и Южный полюса-…
5. Что является
границей между Северным и Южным полушариями-…..
6.Направление С – Ю показывают- …
7.Направление З. – В показывают …